Глобальный кризис: угроза для каждого

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. | статья в сборнике международной научной конференции

Опыт международного сотрудничества в преодолении экономических кризисов

Последним крупным экономическим потрясением стал финансовый кризис 2008 года, распространивший свое влияние на все страны мира и перешедший в глубокий экономический провал всех рынков. Для выхода из сложившейся непростой ситуации в 2009 году на Генеральной ассамблеи ООН была принята резолюция о мировом финансово-экономической кризисе.

Цели резолюции были следующие:

  1. Осуществлять международное сотрудничество.
  2. Совместно преодолевать международные проблемы экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

ООН в силу своего всеобщего членства стран и легитимности стала хорошей базой для объединения сил участников международных экономических отношений. Эта встреча стала частью усилий по преодолению негативных последствий кризиса. Несмотря на то, что причиной кризиса стали развитые страны, от него серьезно пострадали развивающиеся государства. Он повлиял на социально-экономический прогресс и откинул некоторые страны по показателям на десятилетия назад.

Мировому сообществу стало понятно, что ухудшение положения одних стран ведет к ухудшению положения и других стран, несмотря на их устойчивость и независимость. Поэтому принимаемые шаги предполагалось распространить на всех участников. Мир и стабильность являются неразделимыми, поэтому преодоление кризиса осуществлялось совместными усилиями. Например, оказавшаяся на грани дефолта Греция получила серьезные субсидии от Евросоюза. В противном случае, ее дефолт создал бы сложности и для других стран региона.

Объединение стран по преодолению кризиса опиралось на принципы солидарности. Это было необходимо для реализации скоординированных быстрых действий. Направлениями необходимых изменений стали:

  1. Восстановление доверия между странами.
  2. Обеспечение полной производительности и занятости.
  3. Сохранение имеющегося уровня социально-экономического развития.
  4. Оказание гуманитарной и иной поддержки странам, оказавшимся в сложном положении.
  5. Переход к долгосрочной приемлемости уровня задолженности развивающихся стран.
  6. Поиск возможностей для предоставления достаточных ресурсов.
  7. Восстановление доверия к финансовой системе.
  8. Обеспечение экологической безопасности.
  9. Стимулирование международной торговли
  10. Усиление роли ООН в реагировании на кризисные явления.
  11. Реформирование и укрепление международной финансовой системы.
  12. Преодоление социальных последствий кризиса.

Странам предлагалось использовать возможности финансового стимулирования, что смогло бы обеспечить долгосрочную бюджетную устойчивость. Развивающимся странам-участницам ВТО было разрешено использовать меры по защите внутреннего рынка от импорта. Было принято решение оказывать финансовую помощь развивающимся странам. За государствами закреплялось право использовать собственные меры реагирования на цикличность экономики.

Кризис 2008 года затронул не только финансовую и экономическую систему, он серьезно повлиял на социальную жизнь мирового сообщества

Поэтому большое внимание было уделено решению социальных проблем. Укреплены существующие сети социальной защиты и поддержки населения с целью урегулирования последствий кризиса

ООН призывала своевременно достигать согласованных на международном уровне задач в области развития.

Помимо вышеуказанной резолюции страны стали объединяться в региональные группировки, чтобы совместными усилиями преодолевать последствия кризиса. Например, объединение стран юго-восточной Азии сегодня стало одним из перспективных в экономическом развитии мира. Однако, страны пытаются находить баланс между экономической открытостью и протекционизмом для того, чтобы сохранить свою целостность и стабильность несмотря на мировые тенденции.

Экономический кризис

Определение 1

Экономический кризис – это резкий спад производство и снижение основных макроэкономических показателей.

Первые крупные кризисы стали происходить после начала Промышленной революции. Переход к массовому производству породил и первые проблемы. Установление индустриального хозяйства спровоцировало цикличность кризисов, они стали регулярно повторяться.

В результате кризиса происходят следующие изменения:

  1. Уменьшение реального валового продукта.
  2. Массовые банкротства.
  3. Безработица.
  4. Снижение жизненного уровня населения.

Нарушение нормального хода воспроизводственной деятельности ведет к формированию товарного дефицита. Из-за этого растут цены, спрос уменьшается.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Разные экономический школы выдвигали свои гипотезы о причинах возникновения экономических кризисов. Например, представители австрийской школы полагали, что причина кроется в накоплении большого числа ошибочных инвестиций. Это происходит из-за постоянного искажения информации.

Карл Маркс видел проблему кризисов в перепроизводстве, которое происходит из-за того, что капиталисты стремятся увеличить прибыль. Исследования институционалистов показали, что на кризис могут влиять психологические ожидания населения относительно будущих изменений. Если в экономике наступает дисбаланс, то душевный настрой населения определяет основные тенденции и способности к изменениям.

Самыми крупными считаются кризисы на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, Великая депрессия в начале тридцатых, Нефтяной кризис начала семидесятых, мировой финансовый кризис 2008 года.

Замечание 1

Таким образом, экономический кризис в силу накопленных негативных тенденций провоцирует резкое снижение производительных сил. Хозяйственная система перестает нормально функционировать, складывается информационный дисбаланс, который вынуждает участников рынка действовать практически вслепую. В результате негативный эффект только усиливается, влияние кризиса усугубляется.

Участники[править | править код]

На конференции присутствовало около 1500 делегатов от 66 стран.

В составе английской делегации были министр финансов Невиль Чемберлен (глава делегации), Саймон, Ренсимен, Томас, лорд Хейлшем, Канлиф-Листер; в составе американской делегации — министр иностранных дел Хэлл (глава делегации), Мортентау, Питман; в составе французской делегации — премьер-министр Даладье (глава делегации) и Эррио; в составе германской делегации — министр иностранных дел Нейрат (глава делегации), Шахт, Гугенберг. Итальянскую делегацию возглавлял министр финансов Юнг, японскую — виконт Исии, турецкую — министр иностранных дел Арас, шведскую — министр иностранных дел Сандлер, румынскую — министр иностранных дел Титулеску, чехословацкую — министр иностранных дел Бенеш, австрийскую — премьер-министр Дольфус. От британских доминионов присутствовали Брюс (Австралия), Беннет (Канада), генерал Сматс (Южная Африка), Де Валера (Ирландия). Лигу Наций представлял её Генеральный секретарь Авеноль. Председательствовал на конференции британский премьер-министр Макдональд.

Советская делегация состояла всего из четырех человек: М. М. Литвинова (глава делегации), В. И. Межлаука (заместитель главы делегации), посла СССР в Англии И. М. Майского и торгпреда СССР в Англии Л. В. Озерского.

Американская «бомба»[править | править код]

В ночь с 20 на 21 июня американская делегация получила новые инструкции из Вашингтона. Все члены делегации были разбужены, и в отеле, где они помещались, состоялась экстренная «конференция в пижамах» (как назвали это собрание лондонские газеты). Рузвельт категорически возражал против всякой валютной стабилизации, и на следующий день американская делегация взяла назад свой меморандум из финансовой комиссии, одновременно опубликовав официальное заявление, в котором, между прочим, говорилось: «Американское правительство в Вашингтоне считает, что меры в целях временной стабилизации валют являются сейчас несвоевременными. Американское правительство полагает, что его усилия, направленные на подъем цен (с помощью инфляции), являются наиболее важным вкладом, который оно может сделать для борьбы с кризисом».

2 июля Рузвельт подтвердил позицию своей делегации, опубликовав декларацию, в которой заявил, что сейчас не время заниматься вопросом стабилизации и что внутренние мероприятия каждой страны по борьбе с кризисом гораздо важнее, чем какие-либо международные соглашения по этому вопросу.

К 14 июля положение дел на конференции настолько ухудшилось, что вновь собравшееся организационное бюро было вынуждено сделать окончательный вывод: закрыть Мировую экономическую конференцию 27 июля.

Открытие конференции и дебаты[править | править код]

Заседание 12 июня носило по преимуществу формальный характер. 13 июня начались общие прения, продолжавшиеся три дня.

Первым выступил Даладье. Представляя страну, которая в момент конференции еще сохраняла золотую валюту, Даладье призвал конференцию положить конец валютной войне и повсюду вернуться к золотому стандарту. В качестве средства борьбы с кризисом французский премьер министр предложил заключить международное соглашение об общем сокращении производства и введении 40-часовой рабочей недели. В заключение Даладье воскликнул: «Если сотрудничество между нациями не будет достигнуто, все народы окажутся в пропасти!»

Итальянский министр финансов Юнг также высказался за стабилизацию валют на основе золотого стандарта и особенно подчеркнул важность устранении барьеров для международной торговли, имея в виду прежде всего высокие тарифы США. По примеру Макдональда Юнг, вопреки заключенному ранее соглашению с американцами, подробно осветил вредные последствия неурегулированности проблемы межсоюзных долгов.

Представитель Японии Исии в общем держался в рамках высказываний двух предыдущих ораторов, но особенное внимание обратил на существование барьеров в торговле, сославшись на пример Индии, запретившей импорт японских товаров.

Нейрат, выступив от имени гитлеровской Германии, пытался «разжалобить» членов конференции, описывая тяжелое положение своей страны, что, впрочем, не имело большого эффекта. Он считал, что основной задачей конференции является разрешение кредитно-финансовой проблемы, то есть предоставление Германии крупных займов из-за границы.

Невиль Чемберлен признавал необходимым стабилизировать валюты на базе золотого стандарта, но предлагал осуществить это не сразу, а постепенно. Он рекомендовал различные меры в целях повышения оптовых цен и требовал снижения таможенных тарифов во всех странах, кроме Великобритании, под тем предлогом, что последняя в результате оттавских решений еще только начинала свое таможенное «вооружение». Она сильно отстала в этом отношении от США, Франции и других держав, говорил Чемберлен, а потому нуждалась не в тарифном разоружении, а в тарифном довооружении.

Характерным было то, что глава американской делегации Хэлл произнес речь, столь туманную и неясную, что никто не понял, чего он хотел. Было очевидно, что США стремились сохранить за собой полную свободу действий.

14 июня состоялось выступление М. М. Литвинова. Советская делегация предложила два мероприятия: 1. Заключение пакта об экономическом ненападении между всеми странами. 2. Рассасывание мировых запасов, давящих на рынок, и повышение загрузки предприятий, производящих средства производства, с помощью новых заказов. В пояснение М. М. Литвинов заявил: «…Советское правительство… могло бы разместить в ближайшее время за границей заказов на сумму примерно в 1 миллиард долларов».

Во время общих прений выступило еще несколько десятков ораторов, представлявших страны второго и третьего рангов, но ничего нового ими высказано не было.

Вечером 15 июня общие прения закончились и был принят порядок дня работы конференции, включавший вопросы о валютной и кредитной политике, ценах, тарифах, ограничениях в международной торговле и т. д. Были образованы также две комиссии — экономическая и финансовая, на которые возлагалось рассмотрение всех внесенных на конференции предложений.

Причины созыва[править | править код]

Причиной созыва междунарожной конференции стал мировой экономический кризис, протекционизм и торговые войны отдельных стран.

Франция незадолго до лондонской конференции произвела очередное повышение своих таможенных пошлин, что прежде всего было направлено против США и Англии.

Германия за три дня до открытия конференции объявила о моратории трансфера по уплате своих различных (нерепарационных) обязательств в отношении других держав; в первую очередь это касалось США, Англии и Франции.

Япония накануне конференции выступила с решительными протестами против английских мероприятий в Индии и некоторых других британских владениях, мероприятий, имевших целью противодействовать японскому демпингу на Дальнем и Среднем Востоке. Так как правительство Макдональда осталось глухим к этим протестам, то 13 июня, на другой день после открытия лондонской конференции, организации японских текстильных фабрикантов начали бойкот индийского хлопка. Обе стороны усиленно готовились к проведению экономической войны.

Меморандум Гугенберга[править | править код]

Первый взрыв произошел 16 июня, когда один из членов немецкой делегации, лидер германских националистов, министр экономики гитлеровского правительства, Альфред Гугенберг, неожиданно вручил председателю экономической комиссии Коляйну меморандум, который вызвал целую бурю. Меморандум начинался цитатой из книги Шпенглера «Закат Европы» и характеризовал Германию как первую страну, начавшую борьбу против упадочничества и «низших элементов человечества». Далее в меморандуме заявлялось, что для преодоления кризиса и установления мирного сотрудничества между всеми нациями, особенно между нациями-кредиторами (США, Англией и Францией) и нациями-должниками (Германией), необходимо осуществить два важных мероприятия. «Первое мероприятие, — гласил меморандум, — должно состоять в предоставлении Германии колониальных владений в Африке, где Германия может провести целый ряд начинаний, никем не осуществленных. Второе мероприятие должно заключаться в предоставлении народам, лишенным пространства, новых территорий, на которых эти энергичные расы могли бы создать колонии и начать грандиозную мирную работу. Мы страдаем не от перепроизводства, но от вынужденного недопотребления. Война, революция и внутренний развал нашли свою опору в России и обширных пространствах Европы. Этот разрушительный процесс продолжается. Наш долг — положить ему конец».

Меморандум вызвал шок, против Гугенберга ополчилась английская, французская и американская пресса.

Глава германской делегации в Лондоне Нейрат уверял руководство конференции, что меморандум Гугенберга якобы носит личный характер и не является официальным мнением делегации. 29 июня 1933 года Гугенберг был уволен со всех постов и был удалён из правительства, которое перешло безраздельно в руки национал-социалистов.

Like this post? Please share to your friends: