Генуэзская конференция 1922: влияние на СССР

Генуэзская конференция 1922 - участикни, значение и итоги

Меморандум Гугенберга[править | править код]

Первый взрыв произошел 16 июня, когда один из членов немецкой делегации, лидер германских националистов, министр экономики гитлеровского правительства, Альфред Гугенберг, неожиданно вручил председателю экономической комиссии Коляйну меморандум, который вызвал целую бурю. Меморандум начинался цитатой из книги Шпенглера «Закат Европы» и характеризовал Германию как первую страну, начавшую борьбу против упадочничества и «низших элементов человечества». Далее в меморандуме заявлялось, что для преодоления кризиса и установления мирного сотрудничества между всеми нациями, особенно между нациями-кредиторами (США, Англией и Францией) и нациями-должниками (Германией), необходимо осуществить два важных мероприятия. «Первое мероприятие, — гласил меморандум, — должно состоять в предоставлении Германии колониальных владений в Африке, где Германия может провести целый ряд начинаний, никем не осуществленных. Второе мероприятие должно заключаться в предоставлении народам, лишенным пространства, новых территорий, на которых эти энергичные расы могли бы создать колонии и начать грандиозную мирную работу. Мы страдаем не от перепроизводства, но от вынужденного недопотребления. Война, революция и внутренний развал нашли свою опору в России и обширных пространствах Европы. Этот разрушительный процесс продолжается. Наш долг — положить ему конец».

Меморандум вызвал шок, против Гугенберга ополчилась английская, французская и американская пресса.

Глава германской делегации в Лондоне Нейрат уверял руководство конференции, что меморандум Гугенберга якобы носит личный характер и не является официальным мнением делегации. 29 июня 1933 года Гугенберг был уволен со всех постов и был удалён из правительства, которое перешло безраздельно в руки национал-социалистов.

Участники[править | править код]

На конференции присутствовало около 1500 делегатов от 66 стран.

В составе английской делегации были министр финансов Невиль Чемберлен (глава делегации), Саймон, Ренсимен, Томас, лорд Хейлшем, Канлиф-Листер; в составе американской делегации — министр иностранных дел Хэлл (глава делегации), Мортентау, Питман; в составе французской делегации — премьер-министр Даладье (глава делегации) и Эррио; в составе германской делегации — министр иностранных дел Нейрат (глава делегации), Шахт, Гугенберг. Итальянскую делегацию возглавлял министр финансов Юнг, японскую — виконт Исии, турецкую — министр иностранных дел Арас, шведскую — министр иностранных дел Сандлер, румынскую — министр иностранных дел Титулеску, чехословацкую — министр иностранных дел Бенеш, австрийскую — премьер-министр Дольфус. От британских доминионов присутствовали Брюс (Австралия), Беннет (Канада), генерал Сматс (Южная Африка), Де Валера (Ирландия). Лигу Наций представлял её Генеральный секретарь Авеноль. Председательствовал на конференции британский премьер-министр Макдональд.

Советская делегация состояла всего из четырех человек: М. М. Литвинова (глава делегации), В. И. Межлаука (заместитель главы делегации), посла СССР в Англии И. М. Майского и торгпреда СССР в Англии Л. В. Озерского.

Открытие конференции и дебаты[править | править код]

Заседание 12 июня носило по преимуществу формальный характер. 13 июня начались общие прения, продолжавшиеся три дня.

Первым выступил Даладье. Представляя страну, которая в момент конференции еще сохраняла золотую валюту, Даладье призвал конференцию положить конец валютной войне и повсюду вернуться к золотому стандарту. В качестве средства борьбы с кризисом французский премьер министр предложил заключить международное соглашение об общем сокращении производства и введении 40-часовой рабочей недели. В заключение Даладье воскликнул: «Если сотрудничество между нациями не будет достигнуто, все народы окажутся в пропасти!»

Итальянский министр финансов Юнг также высказался за стабилизацию валют на основе золотого стандарта и особенно подчеркнул важность устранении барьеров для международной торговли, имея в виду прежде всего высокие тарифы США. По примеру Макдональда Юнг, вопреки заключенному ранее соглашению с американцами, подробно осветил вредные последствия неурегулированности проблемы межсоюзных долгов.

Представитель Японии Исии в общем держался в рамках высказываний двух предыдущих ораторов, но особенное внимание обратил на существование барьеров в торговле, сославшись на пример Индии, запретившей импорт японских товаров.

Нейрат, выступив от имени гитлеровской Германии, пытался «разжалобить» членов конференции, описывая тяжелое положение своей страны, что, впрочем, не имело большого эффекта. Он считал, что основной задачей конференции является разрешение кредитно-финансовой проблемы, то есть предоставление Германии крупных займов из-за границы.

Невиль Чемберлен признавал необходимым стабилизировать валюты на базе золотого стандарта, но предлагал осуществить это не сразу, а постепенно. Он рекомендовал различные меры в целях повышения оптовых цен и требовал снижения таможенных тарифов во всех странах, кроме Великобритании, под тем предлогом, что последняя в результате оттавских решений еще только начинала свое таможенное «вооружение». Она сильно отстала в этом отношении от США, Франции и других держав, говорил Чемберлен, а потому нуждалась не в тарифном разоружении, а в тарифном довооружении.

Характерным было то, что глава американской делегации Хэлл произнес речь, столь туманную и неясную, что никто не понял, чего он хотел. Было очевидно, что США стремились сохранить за собой полную свободу действий.

14 июня состоялось выступление М. М. Литвинова. Советская делегация предложила два мероприятия: 1. Заключение пакта об экономическом ненападении между всеми странами. 2. Рассасывание мировых запасов, давящих на рынок, и повышение загрузки предприятий, производящих средства производства, с помощью новых заказов. В пояснение М. М. Литвинов заявил: «…Советское правительство… могло бы разместить в ближайшее время за границей заказов на сумму примерно в 1 миллиард долларов».

Во время общих прений выступило еще несколько десятков ораторов, представлявших страны второго и третьего рангов, но ничего нового ими высказано не было.

Вечером 15 июня общие прения закончились и был принят порядок дня работы конференции, включавший вопросы о валютной и кредитной политике, ценах, тарифах, ограничениях в международной торговле и т. д. Были образованы также две комиссии — экономическая и финансовая, на которые возлагалось рассмотрение всех внесенных на конференции предложений.

Причины созыва[править | править код]

Причиной созыва междунарожной конференции стал мировой экономический кризис, протекционизм и торговые войны отдельных стран.

Франция незадолго до лондонской конференции произвела очередное повышение своих таможенных пошлин, что прежде всего было направлено против США и Англии.

Германия за три дня до открытия конференции объявила о моратории трансфера по уплате своих различных (нерепарационных) обязательств в отношении других держав; в первую очередь это касалось США, Англии и Франции.

Япония накануне конференции выступила с решительными протестами против английских мероприятий в Индии и некоторых других британских владениях, мероприятий, имевших целью противодействовать японскому демпингу на Дальнем и Среднем Востоке. Так как правительство Макдональда осталось глухим к этим протестам, то 13 июня, на другой день после открытия лондонской конференции, организации японских текстильных фабрикантов начали бойкот индийского хлопка. Обе стороны усиленно готовились к проведению экономической войны.

Американская «бомба»[править | править код]

В ночь с 20 на 21 июня американская делегация получила новые инструкции из Вашингтона. Все члены делегации были разбужены, и в отеле, где они помещались, состоялась экстренная «конференция в пижамах» (как назвали это собрание лондонские газеты). Рузвельт категорически возражал против всякой валютной стабилизации, и на следующий день американская делегация взяла назад свой меморандум из финансовой комиссии, одновременно опубликовав официальное заявление, в котором, между прочим, говорилось: «Американское правительство в Вашингтоне считает, что меры в целях временной стабилизации валют являются сейчас несвоевременными. Американское правительство полагает, что его усилия, направленные на подъем цен (с помощью инфляции), являются наиболее важным вкладом, который оно может сделать для борьбы с кризисом».

2 июля Рузвельт подтвердил позицию своей делегации, опубликовав декларацию, в которой заявил, что сейчас не время заниматься вопросом стабилизации и что внутренние мероприятия каждой страны по борьбе с кризисом гораздо важнее, чем какие-либо международные соглашения по этому вопросу.

К 14 июля положение дел на конференции настолько ухудшилось, что вновь собравшееся организационное бюро было вынуждено сделать окончательный вывод: закрыть Мировую экономическую конференцию 27 июля.

Предпосылки

Для того, чтобы проанализировать работу Венского конгресса, нужно понять, какой была международная ситуация до его начала. К 1814 году в Европе сложились все условия для раздела территорий и перекройки государственных границ. Все государства, принимавшие участие в войне против Наполеона, желали расширить свои владения. После падения Французской империи встал вопрос о том, кто же теперь будет господствовать в Европе. На это место главными претендентами оказались четыре державы-победительницы: Россия, Англия, Австрия и Пруссия.

Несомненно в подобной ситуации соблазн воспользоваться выгодным положением в свою пользу был велик, ведь кто как не те страны, которые одержали победу над диктатурой наполеона, те, кто боролся за свободу и независимость, достойны получить желаемые территории и влияние. В августе 1813 года члены четверного союза выдвинули Наполеону ряд требований, на которые он конечно не согласился.

  • Во-первых, державы-союзницы хотели, чтобы границы Франции вновь стали такими, как в начале 1792 года, то есть Наполеон должен был отказаться от завоёванных им территорий.
  • Во-вторых, отданные Францией земли должны были стать частью тех государств, которые могли бы сдерживать возможную агрессию со стороны Франции в будущем. При этом Франция не получала права голоса в обсуждении по этим вопросам.

2 декабря 1813 года Наполеон, который стремительно терпел поражение в Германии и находился в бедственном положении, все же согласился пойти на переговоры по приведённым выше условиям. Благодаря этому появилась возможность для проведения мирной конференции.

Была совершена попытка урегулирования накалившейся политической ситуации посредством проведения в феврале 1814 года конгресса в Шатильоне-на-Сене. Когда участники поняли, что никаких договоренностей в ходе переговоров достичь не получится, так как выдвигаемые условия не устраивали полностью ни одну из сторон, конгресс был закрыт, проработав полтора месяца. Разногласия стали еще более явными, и решать их стали силой.

Союзники заняли Париж. Народ поддержал Бурбонов, так как было обещано, что в таком случае страна сможет сохранить прежние территории и последствия не будут столь тяжелыми. 6 апреля 1814 года Наполеон подписал отречение от престола, и королем был провозглашён Людовик XVIII.

30 мая 1814 года был подписан Парижский мирный договор, согласно которому Франция хоть и сохраняла в своих владениях некоторые новые земли, но все же сильно уменьшалась, Германия и Голландия получали независимость, вокруг Франции формировался щит из стран, которые должны были сдерживать ее. Также в этом документе постановлялось провести конгресс в Вене, целью которого должно было стать окончательное установление стабильности в Европе и в котором примут участие все страны-участницы войны с Наполеоном.

Четверной союз обладал такой влиятельностью, что к моменту открытия Венского конгресса было очевидно, что именно эти государства могут разделить между собой все новые территории, если им удастся сохранить согласие между собой. Именно благодаря тому, что разногласия внутри коалиции все таки возникли, Франции, которая находилась в бессильном положении, все таки удалось получить возможность повилять на ход переговоров.

Программы стран-участниц

Нужно понимать, что несмотря на наличие некоторых направлений, каждое государство в первую очередь преследовало свои личные выгоды при рассмотрении всех вопросов. Каждая из них имела перечень определенных требований, к достижению выполнения которых стремились представители государств в ходе работы конгресса.

Англия, которая конкурировала с Россией на востоке и с Францией на западе, желала добиться полного превосходства как на суше, так и на море. Для этого ей нужно было поддерживать укрепление Нидерландов, для того чтобы больше мешать Франции, а также отдать Пруссии Саксонское королевство и части старой Польши – так Пруссия ослабит и Францию, и сможет сдерживать Россию.

Австрия была во многом согласна с Англией. Нидерланды и федеративная Германия смогли бы контролировать Францию, что также соответствовало их интересами. Австрия хотела противопоставить Пруссию, Францию и Германию друг другу таким образом, при этом оказывая значительное влияние на раздробленную Германию.

Планы России в то же время сильно отличались от Австрии и Англии. Россия хотела расширения и укрепления Пруссии, чтобы она смогла быть угрозой для Австрии и Германии, а также уничтожения Османской империи и развития на Востоке. Пруссия же стремилась иметь максимальное влияние на Германию, получить территорию Саксонии, что дало бы ей преимущество над Австрией, а также Вестфалии и Померании.

Все четыре государства прекрасно осознавали тот факт, что именно они являются наиболее могущественными из всех, но их притязания не позволяли достичь согласия.

Like this post? Please share to your friends: