Первая всесоюзная авиационная лотерея

Первая всесоюзная авиационная лотерея

Кругосветный вояж

Александр Казаринов выбрал путешествие, и не прогадал! Вояж, начавшийся в московском аэропорту, продлился 71 день, кругосветку активно освещали многие советские газеты и журналы.

По итогам поездки победитель опубликовал в рыбинской газете “Рабочий и пахарь” свои мемуары:

«Осоавиахим снял с меня старые брюки и косоворотку, выдав мне новый европейский костюм, потом посадили меня в самолет немецкой компании “Дерулюфт”, а уже в Кенигсберге ко мне был приставлен переводчик».

Кенигсберг ему не очень понравился, «слишком тесный и старый!». А вот Берлин и особенно немецкая спичечная фабрика произвели на счетовода из Рыбинска неизгладимое впечатление: «Вот это фабрика! Внутри цехов полный порядок, новое оборудование, машины, упаковочная привели меня в восторг!».

В Париже Казаринов оказался в одной группе с двумя американками: «Одна — жена миллионера-банкира, а другая — крупного инженера… Когда они узнали, что я из России, у американок поджилки со страху, должно быть, затряслись».

Из Европы, на теплоходе «Альберт Баллив» Казаринов отплыл в Америку. Иммиграционные власти США сперва не разрешили ему высадиться в Нью-Йорке. Он был задержан на борту теплохода и помещен в бараки для нелегальных мигрантов на острове Эллис-Айленд.

После нескольких часов пребывания в камере и допроса со стороны властей, интересовавшихся, не собирается ли Казаринов ниспровергнуть правительство США, путешественник получил разрешение на въезд в страну.

«Передайте товарищам в СССР, что я прекрасно себя чувствую,— просил Казаринов корреспондента ТАСС в Нью-Йорке.— Путешествие доставляет мне огромное удовольствие». Кстати говоря, в свой следующий пункт пребывания — Чикаго, Александр отправился на поезде в вагоне первого класса, как настоящий миллионер. Это была компенсация от американцев за доставленные неудобства.

Конечным пунктом в США стала Калифорния, откуда океанский лайнер доставил его в японский порт Иокогама.

«На пристани нас встречали много шпиков. А один в штатском даже спросил по-русски: «Вы тот, который выиграл путешествие у большевиков? Небось, рады, что наконец вырвались!». А я ему в ответ кукиш: «Вот тебе!».

Кругосветное путешествие стало для простого счетовода судьбоносным. После возвращения на Родину Казаринов перебрался из Рыбинска в Москву, где стал штатным лектором Осоавиахима. Теперь он стал путешествовать по России — ездил по городам с рассказами о заграничной жизни.

Деньги вместо поездки

Не все победители выбирали путешествие в качестве приза. Были и те, кто предпочитал забрать выигрыш деньгами. Один из них — неизвестный житель Самары, на билет которого выпал перелет по маршруту Москва — Париж — Москва.

Победитель выигравший путешествие по маршруту Москва — Париж — Москва решил получить его деньгами

Владелец билета, отказавшийся назвать свою фамилию, получил стоимость полета — 1 425 рублей. В заметке также упоминаются три билета с более мелким выигрышем (круговые полеты надо городами), правда, и в этих случаях победители решили взять деньгами.

Мечта о полете

С одним из выпуском лотереи Осоавиахим связан еще один интересный случай, когда выбор выигрыша (полет на самолете) буквально определил судьбу

«Сергей Анохин, родившийся в 1910 году, после окончания школы-семилетки работал путеукладчиком на железной дороге. Путь в небо начался с оказавшегося счастливым случая: в конце 20-х годов прошлого века старший брат Сергея выиграл в лотерее Осоавиахима лыжи и попросил брата забрать их в комитете этой организации. Когда на следующий день Сергей туда явился, выяснилось, что есть другой вариант лотерейного приза — полет (в качестве пассажира) на легком самолете над Москвой. Не раздумывая, Сергей обменял на него выигранные лыжи. Так он впервые оторвался от земли.

Вернувшись из полета, Сергей понял: летать — его призвание. Как выразился позже писатель Ярослав Голованов, «так состоялся самый крупный выигрыш в истории всех наших лотерей: советская авиация выиграла Сергея Анохина».

Итоги первого тиража

Весь доход, поступивший от проведения лотереи, поступил в фонд обороны и авиационно-химического строительства СССР. На средства, поступившие в Общество, произвели 35 боевых самолетов и 30 танков МС-1

Успех лотереи был столь очевиден, что вскоре был проведен и второй тираж, он состоялся в мае 1928 в Харькове. Всего же прошло 15 тиражей Осовиахима, последний из них состоялся в 1941 году. Государственный бюджет за это время получил более 800 млн рублей.

После войны лотерея продолжилась почти по тем же принципам, но под другим названием, ее  проводит преемник Осоавиахиама — общество «ДОСААФ»

Оцените статью